Дорогой читатель! Я решила посвятить эту статью важнейшей, на мой взгляд, проблеме: неумению многих из нас беречь в себе состояние ребенка. Помните сказку про «Маленького принца», которую написал Антуан де Сент Экзюпери? Маленький мальчик никак не мог найти планету, где бы его понял кто-нибудь из взрослых. На его пути попадались очень серьезные люди, которые всегда чем-то очень вдумчиво занимались (правили планетой, восхищались собой, считали звезды, изучали географию, продавали пилюли, зажигали фонари, пили вино и много еще других дел делали). Он долго путешествовал, пока не понял, что на своей планете живется гораздо лучше, ведь там есть его любимая капризная роза, маленькие вулканы, баобабы, возможность 43 раза в день наблюдать закат солнца и многое другое. Маленький Принц побывал в гостях у многих взрослых, но лишь для одного из них он оставил неизгладимый след в душе. А может это был рассказ взрослого о мечте обрести вновь своего внутреннего ребенка, мальчика, который любил звездное небо и рисовал рисунки, понятные только детям?
Когда начинается потеря внутреннего ребенка и обретение состояния взрослости?
И что это за состояние такое? У каждого человека, наверное, оно приходит в разное время его жизни. Иногда взрослость рождается в испытаниях судьбы (потеря родных, смена места жительства, болезнь). Такая взрослость учит самостоятельности и заставляет задуматься о вечном, она закаляет характер и усиливает ум, но утяжеляет душу переживаниями. Иногда состояние взрослости родители навязывают своим детям, даже когда они еще должны побыть детьми, но от этого уже устали окружающие взрослые. Они могут часто говорить такие слова: «Когда же ты повзрослеешь? Сколько можно быть ребенком? Хватит играть, пора заняться чем-то полезным! Лучше почитай книжку! Не смейся так громко – это неприлично!» и прочие вещи, от которых внутреннему ребенку становится неловко и хочется спрятаться. Тогда взрослость придет на смену, но она не будет истинной, а будет искусственно вызванным состоянием, за которым спрячется жизнерадостный малыш в нашей душе. Замечу, что он долго будет боятся заговорить с вами, так как его голос перекроют другие более громкие и важные голоса. Лучше всего, когда состояние взрослости возникает как результат самостоятельного осмысления своей жизни, своих поступков, своего окружения в сторону принятия большей ответственности за себя, за реализацию важных решений, за людей, которые дороги и любимы. В этом случае человек ощущает внутреннюю гармонию и целостность, это похоже на смену поры года, когда все естественно и не вызывает протеста в душе. А куда же уходит ребенок, спросите вы? Настоящая взрослость принимает ребенка, позволяет ему проявлять себя в ситуациях, когда этого требует душа, она заботится о его безопасности и старается слышать его голос.
Что такое состояние ребенка и зачем оно нужно?
Многим кажется, что в жизни лучше быть реалистом, не читать сказок, не верить в чудеса, ребенку все объяснять по-научному, с толком и расстановкой. Еще такие люди обычно думают, что все на свете поддается разумному объяснению, а то, что нельзя объяснить – просто не существует, или это – глупость. Как Вы думаете, они познали счастливое детство?
Известный психолог К.Юнг говорил, что внутренний ребенок«воплощает жизненные силы; воплощает пути и возможности, о которых наше сознание не имеет никакого представления… Он выражает самое сильное и непреодолимое стремление каждого существа, а именно –стремление к самореализации». Наверняка каждый из нас может вспомнить ситуацию из жизни, когда умное решение не приходило, это состояние похоже на тупик, на износ творческих сил, на топтание по одному месту. Именно в таких ситуациях на помощь может прийти внутренний ребенок, потому что онзнает нечто, о чем мы, повзрослев, забываем. Может, это врожденная способность использовать любой подручный материал –образ, предмет, звук, структуру –для самого чудесного открытия: знакомства с самим собой?
Если не доверять своей детской сущности, то однажды может возникнуть ситуация, как в анекдоте: человек ищет потерявшийся ключ у фонаря, потому что там светлее, но не в том месте, где он его потерял. Ребенок не мудрствует, его реакции естественны, но при этом удивительно целесообразны, он следует движениям души.
Как актуализировать состояние ребенка?
Попробуйте сделать следующее упражнение: займите удобное положение, расслабьтесь и закройте глаза, затем вспомните свое любимую игру в детстве, постарайтесь увидеть всю обстановку, детали окружающего пространства, свою мимику, выражение лица, эмоции, сам процесс игры. Почувствуйте себя внутри этого воспоминания, ощутите свой детский взгляд на мир, не замутненный и чистый. Поиграйте мысленно в ту игру, которую вы увидели. На прощание, мысленно обнимите малыша, улыбнитесь ему и поблагодарите за проведенное время.
Такое путешествие придаст вам сил, а может быть и подскажет новую идею, новое творческое решение в жизненных затруднениях. Чем чаще Вы будете в контакте со своим внутренним ребенком, тем легче вам будет находить общий язык и со своими детьми, которые чувствуют малейшие перемены состояний взрослых и отзывчиво на них реагируют.
В заключении, я хочу привести Вам отрывок из одной истории. Ее сочинила маленькая девочка 8 лет. Это история во многом поучительна, возможно и Вы найдете в ней для себя какой-то смысл?..
«Жило-было облако, и оно не знало, что было волшебным. Оно всегда улыбалось и не умело плакать. И вот однажды волшебник решил подарить облаку краски, которыми оно себя должно раскрасить, и будет отличаться от всех остальных облаков. Облако так и сделало, а поскольку краски были волшебными, оно научилось плакать, но плакало теперь облако только от смеха. Краски на облаке были разноцветными. Как-то раз оно проснулось от палящих лучей солнца и от жары у него потекли разноцветные слезы. Так получилась радуга. Радуга вначале была как доска, но вот под ней потекла река, и чтобы ее не задеть, радуге пришлось прогнуться – и она стала еще красивее. Радуга не знала, что волшебное облако кинуло в нее семечко. А семечко проросло с дождем, поначалу это был росток с красными листьями, потом стали появляться желтые, зеленые, синие веточки. Так родилось разноцветное дерево. Когда жители радуги подошли к нему, они увидели, что дерево дает плоды: красная ветвь дарит яблоко, зеленая – лайм, синяя – виноград, а желтая – лимон. Ночью это дерево горело как салют. Жителям захотелось взять от него саженцев и они начали брать от корней отростки, но каждый отросток, вырастая, был не похож на главное дерево, один саженец вырастал белым, другой только синим, третий –красным. А все это было потому, что в семени главного дерева было спрятано четыре самых важных цвета и его корни были разноцветными. Дереву дали название Радужное, а волшебное облако стало королем неба».
Эта сказка о зарождении жизни, о непохожести одного на другое, о необходимости цветов и красок, о любви к чуду.
А какие сказки есть у Вашего внутреннего ребенка, какую планету ищет он?